Государственно-частное партнерство

                                Общая информация

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнеров, направленное на реализацию проектов в целях достижения задач социально-экономического развития публично-правовых образований, повышения уровня доступности и качества публичных услуг, достигаемых посредством разделения рисков и привлечения частных ресурсов.

Целью ГЧП с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров.

Основными признаками ГЧП являются:

1. долгосрочный характер партнерства (для соглашений о ГЧП не менее 3 лет). Отношения в рамках таких соглашений длятся от 10 до 49 лет;
2. распределение рисков и ответственности между партнерами;
3. полное или частичное финансирование создания объекта общественной инфраструктуры частной стороной;
4. объединение ресурсов публичного и частного партнеров.
 
Сегодня существует две основные формы ГЧП, каждая из которых регулируется отдельным Федеральным законом:
 
1. соглашение о ГЧП – Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
2. концессионное соглашение (КС) – Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

В указанных соглашениях существует две стороны – публичный партнер (по КС концедент) и частный партнер (по КС концессионер).

Основные отличия соглашения о ГЧП от КС заключаются в следующем:

1. право собственности на объект соглашения в рамках ГЧП может возникать у частного партнера, а в рамках КС всегда остается за публичной стороной (концедентом);
2. осуществление эксплуатации по соглашениям о ГЧП может быть оформлено на публичного партнера, в то время как по КС – всегда возлагается на концессионера;
3. за каждой из указанных форм соглашений закреплен свой перечень объектов, в отношении которых они могут заключаться;
4. ГЧП проекты предполагают оценку эффективности проекта и обоснование его сравнительного преимущества;
5. частным партнером по соглашениям ГЧП могут быть только российские юридические лица. По КС в качестве частного партнера может выступать иностранное юридические лицо;
6. и другие.
 
В 2019 году на территории Российской Федерации заключено 3,1 тыс. концессионных соглашений с объемом инвестиционных обязательств 1,7 трлн. руб. и 25 соглашений о ГЧП с общим объемом инвестиций 59,6 млрд. руб.
 
В области концессионных соглашений динамично-развивающейся сферой является   коммунально-энергетическая (составляет 90% от общего числа заключенных соглашений).  Большинство соглашений о ГЧП/МЧП заключено в сфере образования (59 % от общего числа заключенных соглашений).
 
Ниже представлена статистика реализации концессионных соглашений  и соглашений о ГЧП/МЧП по отраслям инфраструктуры (составлено по: Информационно-аналитический обзор о развитии государственно-частного партнерства в Российской Федерации Минэкономразвития России. – М.: Минэкономразвития России, 2020. URL: https://economy.gov.ru/material/news/minekonomrazvitiya_rossii_podgotovilo_informaci-onno_analiticheskiy_obzor_o_razvitii_gchp_v_rossii.html).

 

Министерством экономического развития Российской Федерации ежегодно составляется рейтинг по уровню развития ГЧП в регионах.  По итогам рейтинга за 2019 год Ленинградская область заняла 14 место  по уровню развития ГЧП.

Полную информацию о проведенном исследовании можно найти по ссылке размещенной ниже.

Обновлено 31.07.2020