Государственно-частное партнерство

                                Общая информация

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнеров, направленное на реализацию проектов в целях достижения задач социально-экономического развития публично-правовых образований, повышения уровня доступности и качества публичных услуг, достигаемых посредством разделения рисков и привлечения частных ресурсов.

Целью ГЧП с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров.

Основными признаками ГЧП являются:

1. Долгосрочный характер партнерства (для соглашений о ГЧП не менее 3 лет). Отношения в рамках таких соглашений длятся от 10 до 49 лет;
2. Полное распределение рисков и ответственности между партнерами;
3. полное или частичное финансирование создания объекта общественной инфраструктуры частной стороной;
4. объединение ресурсов публичного и частного партнеров.
 
Сегодня существует две основные формы ГЧП, каждая из которых регулируется отдельным Федеральным законом:
 
1. соглашение о ГЧП – Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
 
2. концессионное соглашение (КС) – Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

 

В указанных соглашениях существует две стороны – публичный партнер (по КС концедент) и частный партнер (по КС концессионер).

Основные отличия соглашения о ГЧП от концессионного соглашения заключаются в следующем:

1. Право собственности на объект соглашения в рамках ГЧП может возникать у частного партнера, а в рамках КС всегда остается за публичной стороной (концедентом);
 
2. Осуществление эксплуатации по соглашениям о ГЧП может быть оформлено на публичного партнера, в то время как по КС – всегда возлагается на концессионера;
 
3. За каждой из указанных форм соглашений закреплен свой перечень объектов, в отношении которых они могут заключаться;
 
4. ГЧП проекты предполагают оценку эффективности проекта и обоснование его сравнительного преимущества;
 
5. Частным партнером по соглашениям ГЧП могут быть только российские юридические лица. По КС в качестве частного партнера может выступать иностранное юридические лицо;
 
6. И другие финансово-экономические отличия.
 

ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ И СТАТИСТИКА РЫНКА ГЧП ПО ИТОГАМ 2022 ГОДА.

Период нестабильной макроэкономической обстановки 2022 года оказался весьма успешным для российского рынка ГЧП. Несмотря на резкие колебания ключевой ставки, общий объем инвестиций в проекты, прошедшие коммерческое закрытие в 2022 году, составил 702,7 млрд. руб., что оказалось рекордным за последние 3 года.

По итогам 2022 года в России на различных этапах реализации находятся не менее 4098 проектов как в формате классического ГЧП (КС и СГЧП/СМЧП), так и квази-ГЧП, с совокупным объемом общих инвестиций – 6 трлн. руб., из которых 4,3 трлн. руб. составляют средства частных инвесторов.