Государственно-частное партнерство

                                Общая информация

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнеров, направленное на реализацию проектов в целях достижения задач социально-экономического развития публично-правовых образований, повышения уровня доступности и качества публичных услуг, достигаемых посредством разделения рисков и привлечения частных ресурсов.

Целью ГЧП с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров.

Основными признаками ГЧП являются:

1. долгосрочный характер партнерства (для соглашений о ГЧП не менее 3 лет). Отношения в рамках таких соглашений длятся от 10 до 49 лет;
2. распределение рисков и ответственности между партнерами;
3. полное или частичное финансирование создания объекта общественной инфраструктуры частной стороной;
4. объединение ресурсов публичного и частного партнеров.
 
Сегодня существует две основные формы ГЧП, каждая из которых регулируется отдельным Федеральным законом:
 
1. соглашение о ГЧП – Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
 
2. концессионное соглашение (КС) – Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

В указанных соглашениях существует две стороны – публичный партнер (по КС концедент) и частный партнер (по КС концессионер).

Основные отличия соглашения о ГЧП от КС заключаются в следующем:

1. Право собственности на объект соглашения в рамках ГЧП может возникать у частного партнера, а в рамках КС всегда остается за публичной стороной (концедентом);
 
2. Осуществление эксплуатации по соглашениям о ГЧП может быть оформлено на публичного партнера, в то время как по КС – всегда возлагается на концессионера;
 
3. За каждой из указанных форм соглашений закреплен свой перечень объектов, в отношении которых они могут заключаться;
 
4. ГЧП проекты предполагают оценку эффективности проекта и обоснование его сравнительного преимущества;
 
5. Частным партнером по соглашениям ГЧП могут быть только российские юридические лица. По КС в качестве частного партнера может выступать иностранное юридические лицо;
 
6. И другие финансово-экономические отличия;
 

В 2020 году на территории Российской Федерации заключено 296 концессионных соглашений с объемом финансирования на стадии создания (реконструкции) объекта за счет всех источников 333 млрд. руб. и 4 соглашения о ГЧП (МЧП) с объемом финансирования на стадии создания (реконструкции) объекта за счет всех источников 654 млн. руб.

В области концессионных соглашений динамично-развивающейся сферой является коммунально-энергетическая (242 концессионных соглашения).  Кроме того, в социальной сфере заключено 35 концессионных соглашений и в сфере транспорта 11 концессионных соглашений.

ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ И СТАТИСТИКА РЫНКА ГЧП ПО ИТОГАМ 2021 ГОДА.

В 2021 году было объявлено на 33% больше концессионных и ГЧП конкурсов, чем в 2020 году. Причем общий объем инвестиций, который планировалось «законтрактовать» в случае успешного прохождения данных процедур, составляет более 447,9 млрд руб., что почти в 4 раза больше, чем годом ранее.

Вместе с тем, крупных и средних ГЧП-проектов, которые прошли коммерческое закрытие, то есть, по которым были в итоге подписаны соглашения о ГЧП/МЧП или концессионные соглашения, было в этом году на 22,7% меньше чем в 2020-ом (102 против 132) и, не смотря на то, что часть подписаний планируется по традиции вконце года, все равно можно констатировать, что в количественных показателях ГЧП-рынок в России продолжает стагнировать.

При этом продолжает расти общий объем привлекаемых в ГЧП-проекты инвестиций и, как следствие, средний объем инвестиций, приходящийся на один ГЧП-проект. Так, в 2020 году общий объем «законтрактованных» инвестиций составлял – 363,9 млрд руб., из них частных – 211,3 млрд руб., а в 2021 общий объем «законтрактованных» инвестиций составляет более 414,8 млрд руб., из них частных – не менее 344,1 млрд руб.

Таким образом, можно сделать вывод что рынок ГЧП-проектов постепенно восстанавливается после первых волн пандемии, особенно стабильный рост наблюдается в социальной сфере и городской инфраструктуре, в первую очередь, благодаря появлению специальных механизмов поддержки, предусмотренных государственными программами (в сфере образования и спорта, «дальневосточной концессии», «инфраструктурных кредитов» и др.), а также усилению роли институтов развития в поддержке «городских» ГЧП-проектов («инфраструктурные облигации» ДОМ.РФ, льготное заемное финансирование Фонда реформирования ЖКХ, программный подход ВЭБ.РФ к развитию инфраструктуры в городах и других).

Полную информацию о проведенном исследовании можно найти по ссылке, размещенной ниже.