Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Является ли нарушением действующего законодательства продажа алкогольной продукции по цене ниже минимальной в случае проведения в магазине акций или программ лояльности, предусматривающих скидки на товары?

Ответ: Независимо от проводимых в торговом предприятии акций, цены на  алкогольную продукцию с учетом скидки не должны быть ниже минимальных цен, установленных Правительством Российской Федерации (приказ Минфина России от 07.10.2020 № 235н
«Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов, приказ Минфина России от 07.10.2020 № 232н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта)
и розничная продажа игристого вина (шампанского)»).

 

Вопро: Какие документы должны подтверждать легальность оборота алкогольной продукции? Является ли основанием для возбуждения дела об административном нарушении отсутствие их на месте продажи алкоголя в момент проведения контрольного мероприятия?

Ответ: Оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции должен осуществляться только при наличии товарно-транспортных накладных, содержащих сведения о сертификатах соответствия или декларациях о соответствии.     

Согласно требованиям Федерального закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов не допускается. Алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте
(п.2 ст.10.2  Федерального закона № 171-ФЗ).

Отсутствие их на месте продажи алкоголя влечет административную ответственность
по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ со штрафными санкциями штраф на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 40 тыс. рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой;
на юридических лиц - от 100 тыс. до 300 тыс. рублей с конфискацией алкогольной
и спиртосодержащей продукции или без таковой.

 

Вопрос: Как осуществлять учет розничной продажи алкоголя в общественном питании в связи с отменой обязательного ведения журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции?

Ответ: Обязательное ведение журнала учета алкогольной продукции отменено с 23.07.2020
в связи с утратой силы приказа Росалкогольрегулирования от 19.06.2015 № 164 «О форме журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядке его заполнения».

Учет объема оборота алкогольной продукции осуществляется посредством внесения информации в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС).

Заявка о списании алкогольной продукции в установленные сроки направляется в ЕГАИС после формирования первичного учетного документа в соответствии с Федеральным законом
от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Согласно ст. 9 указанного закона формы первичных учетных документов (товарный и кассовый чеки, счет-фактура, товарная накладная и прочее) определяет руководитель экономического субъекта (юридического лица) по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

 

Вопрос: В какие сроки предоставляются в ЕГАИС заявки о фиксации информации об акте списания алкогольной продукции?

Ответ: Приказом Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 № 397 «Об утверждении форм, порядка заполнения, форматов и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» установлены следующие сроки представления заявок:

 

ВИД ЗАЯВКИ

СРОКИ

Заявка о фиксации в ЕГАИС информации
об акте списания продукции с остатков
на складе

Не позднее следующего рабочего дня после дня первичного учетного документа, подтверждающего факт списания продукции

Заявка о фиксации в ЕГАИС информации о выделенных излишках алкогольной продукции в рамках поштучного учета алкогольной продукции

Не позднее следующего рабочего дня после дня первичного учетного документа, подтверждающего факт излишков

Заявка о фиксации в ЕГАИС информации о выявленной недостаче алкогольной продукции в рамках поштучного учета алкогольной продукции

Не позднее следующего рабочего дня после дня первичного учетного документа, подтверждающего факт выявленной недостачи

Заявка о фиксации в ЕГАИС информации об акте постановки на баланс продукции на складе

Представляется в ЕГАИС не позднее следующего рабочего дня после дня первичного учетного документа, подтверждающего факт постановки продукции на баланс

Заявка в ЕГАИС информации о розничной продаже (возврате) алкогольной продукции, представляемая организациями или физическими лицами с каждого фактического места осуществления деятельности (торговой точки)

Направляется в момент оформления кассового чека, содержащего в качестве товара алкогольную продукцию

 

Заявка о фиксации в ЕГАИС информации о принятии, отказе или принятии с расхождениями продукции при поставке (в том числе возврате), внутреннем перемещении алкогольной, спиртосодержащей продукции

Представляется в ЕГАИС в течение рабочего дня
в котором осуществлена приемка, отказ в приемке, приемка с расхождением товара
 на основании сопроводительных документов в соответствии
со ст. 10.2 ФЗ-171 и первичных учетных документов

 

Вопрос: Можно ли получить доступ в ЕГАИС после закрытия филиала и снятия обособленного подразделения с учета в налоговом органе?

Ответ: Нет. Предоставление доступа в ЕГАИС для перемещения остатков алкогольной продукции лицензирующим органом осуществляется только в случае прекращения срока действия или аннулирования лицензии.

П. 5 ст. 20 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что лицензиат в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию
на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с п. 1 ст. 25 настоящего Федерального закона.

При ликвидации филиала организация должна заблаговременно, до момента переоформления лицензии (исключения из нее адреса обособленного подразделения) осуществить возврат алкогольной продукции с отражением соответствующей информации в системе ЕГАИС. Получить дополнительную информацию о принципах работы системы ЕГАИС можно на информационном портале «База знаний информационных систем Росалкогольрегулирования»: www.wiki.egais.ru.

 

Вопрос: Как проверить сведения о легальности федеральных специальных и акцизных марок, нанесенных на алкогольную продукцию?

Ответ: Проверка сведений об алкогольной продукции осуществляется посредством использования сервиса по проверке сведений, нанесенных на федеральные специальные марки (ФСМ) и акцизные марки (АМ), Единого социального портала алкогольного рынка (http://public.fsrar.ru), а также бесплатного мобильного приложения «АнтиКонтрафакт Алко» путем сопоставления полученных данных с информацией, содержащейся на упаковке алкогольной продукции.

Кроме того, организации, осуществляющие оборот алкогольной продукции, могут проверить марки в своем личном кабинете на портале Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.

 

Вопрос: Какие требования в сфере розничной продажи алкогольной продукции должна соблюдать организация при оказании услуг общественного питания в условиях выездного обслуживания?

Ответ: Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в условиях выездного обслуживания допускается только в случае соответствия места,
в котором осуществляется выездное обслуживание, требованиям п. 7. ст. 16 Федерального закона
№ 171-ФЗ.

Невыполнение указанных требований образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 40 тыс. рублей
с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от 100 тыс. до 300 тыс. рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции
или без таковой.

В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации
от 23.12.2020 № 2232 «Об утверждении Правил представления уведомления о заказчике, дате, времени и месте осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в условиях выездного обслуживания организациями, имеющими лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания»
при оказании услуг общественного питания в условиях выездного обслуживания  допускается реализация алкогольной продукции только заказчику выездного обслуживания.

Осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в условиях выездного обслуживания неопределенному кругу лиц (не заказчику мероприятия) является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.17 КоАП и влечет административный штраф на юридических лиц
не менее трех миллионов.

 

Вопрос: Допускается ли изготовление напитков собственного производства на основе алкоголя (наливок, настоек, коктейлей и т.п.) в предприятиях общественного питания? Какие требования к маркировке и хранению должны соблюдаться при их изготовлении?

Ответ: Согласно действующему законодательству предприятие общественного питания, имеющее лицензию на розничную реализацию алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, вправе изготавливать напитки собственного производства с использованием алкогольной продукции. При этом продукция для производства наливок, настоек или коктейлей, приобретаемая организацией, должна быть маркирована федеральными специальными или акцизными марками установленного образца и учтена в ЕГАИС.

Не допускается хранение алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала).

При оказании услуг общественного питания организации руководствуются требованиями «ГОСТ 30390-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия», который устанавливает общие требования и процедуры обеспечения безопасности, требования к реализации продукции, ее упаковке, маркировке, хранению и подтверждению соответствия, а также санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.3.6.1079-01.

 

Вопрос: По каким формам нужно формировать декларации о розничной продаже алкогольной продукции, пива и пивных напитков?

Ответ: В соответствии с приказом Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 года № 396
«Об утверждении порядка и формата представления в форме электронного документа деклараций
об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков сидра, пуаре, медовухи, форм и порядка заполнения таких деклараций», организации, осуществляющие  розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания представляют декларацию согласно приложению № 7, при розничной продаже пива и пивных напитков – согласно приложению № 8 к вышеуказанному приказу.

 

Вопрос: Возможна ли розничная продажа алкогольной продукции в кафе и ресторанах
в дни запретов?

Ответ: Ограничения и запреты розничной продажи алкогольной продукции, установленные областным законом Ленинградской области от 10.11.2011 № 88-оз «Об обеспечении реализации полномочий органов государственной власти Ленинградской области в области производства
и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Ленинградской области»,  не распространяются на розничную продажу алкогольной продукции
при оказании услуг общественного питания.

При этом согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).

Кроме того, потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте.

 

Вопрос: Планируется ли отмена декларирования объема розничной продажи алкогольной продукции?

 Ответ: Декларирование объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотрено ст. 14 Федерального закона
№ 171-ФЗ.

В настоящее время федеральное законодательство не содержит норм об отмене декларирования объема розничной продажи алкогольной продукции.

 

Вопрос: Как работать с продукцией, у которой одинаковые названия и штрих код,
но производители разные?

Ответ: Согласно расшифровке штрих кода, расположенного на этикетке товара у каждого производителя свой код (4 цифры). Соответственно, учет по штрих коду должен быть раздельный, исходя из кода производителя, даже для продукции с одинаковым названием.

Хозяйствующему субъекту, осуществляющему розничную продажу алкогольной продукции, при получении алкогольной продукции рекомендуется заводить карточку учета поступления товара на каждого производителя, даже если получен товар с одинаковым названием.

 

Вопрос: Как происходит списание (выравнивание) остатков алкогольной продукции
при «помарочном» учете?

Ответ:  Согласно ст. 12 Федерального закона № 171-ФЗ алкогольная продукция подлежит маркировке федеральной специальной маркой (далее - ФСМ) и акцизной маркой, содержащими двухмерный штриховой код (графическую информацию в кодированном виде), нанесенный
АО «Гознак» и содержащий идентификатор ЕГАИС в кодированном виде.

В целях введения поштучного учета алкогольной продукции в ЕГАИС Росалкогольрегулированием разработаны Методические указания, в которых содержится подробное объяснение по порядку фиксации сведений (https://egais.ru/files/metod_rekom_1_5.pdf ).

Кроме того, Министерством финансов Российской Федерации даны разъяснения о маркировке алкогольной продукции в письме от 20 апреля 2018 года № 03-14-07/27242.

 

Вопрос: Как отражать в ЕГАИС розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи?

Ответ: В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации учет объемов розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи в ЕГАИС не требуется (подп. 1 п. 2.1 ст. 8 Федерального закона № 171-ФЗ).

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, представляют в ЕГАИС сведения об объеме оборота алкогольной продукции, в том числе об объеме закупаемой и хранимой продукции. Актуализация объема хранимой продукции осуществляется путем списания реализованного в розницу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по всем местам осуществления деятельности.

 

Вопрос: Где можно посмотреть форматы и периодичность представления сведения
в ЕГАИС?

Ответ: Формат представления заявок, формы и сроки их представления утверждены в соответствующих нормативных правовых актах, доступных в специализированном разделе официального сайта Службы (https://fsrar.gov.ru/egais/normativnye_pravovye_akty).

 

Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за оборот алкогольной продукции
без фиксации информации в ЕГАИС?

Ответ: Ст. 26 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС, запрещен.

В соответствии со ст. 25 настоящего закона алкогольная продукция подлежит изъятию
из незаконного оборота без фиксации и передачи информации в ЕГАИС.

Нарушение порядка учета алкогольной продукции влечет административную ответственность
в соответствии со ст. 14.19 КоАП: административныйо штраф на должностных лиц в размере
от 10 тыс. до 15 тыс. рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от 150 тыс. до 200 тыс. рублей
с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой

Согласно подп. 13 п. 3.1. ст. 20 Федерального закона № 171-ФЗ оборот алкогольной продукции, информация о которых не зафиксирована в установленном порядке в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 8 является основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот алкогольной продукции в судебном порядке.

 

Вопрос: Какие сведения необходимо передавать в ЕГАИС?

Ответ: П. 8 Правил ведения и функционирования ЕГАИС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2466, определен перечень сведений, передаваемых в ЕГАИС.

 

Вопрос: Имеются ли подробные инструкции пользователя по системе УТМ и как будет проходить ее техобслуживание?

Ответ: В связи с тем, что УТМ предполагает интеграцию с существующими программными и техническими средствами организации, инструкции пользователя по работе с собственной учетной системой организация определяет самостоятельно. Обслуживание собственной учетной системы организация осуществляет собственными силами.

Техническая документация к УТМ расположена в личном кабинете на портале http://egais.ru/files/documentation.pdf.

 

Вопрос: Возможно ли оснастить алкогольным сканером только одну кассу из нескольких работающих в одном магазине и только через нее пробивать чек о реализованной алкогольной продукции?

Ответ: Возможно.

 

Вопрос: Необходимо ли проходить обучение оператора для работы с ЕГАИС?

Ответ: В связи с тем, что УТМ предполагает интеграцию с существующими программными и техническими средствами организации – необходимость повышения квалификации или прохождения иного обучения персоналом организации, осуществляющей производство, оборот, в том числе розничную продажу алкогольной продукции, для работы с собственной учетной системой организация определяет и проводит самостоятельно.

Получение сертификата о прохождении курса профессиональной подготовки по эксплуатации программных средств УТМ ЕГАИС на лицо, его эксплуатирующее не требуется.

 

Вопрос: Какие бухгалтерские системы возможно использовать для работы с УТМ и какие требования к ним предъявляются?

Ответ: Для работы с УТМ возможно использовать любую имеющуюся (в том числе разработанную самостоятельно) систему, способную передавать сведения через УТМ в соответствии с утвержденным форматом передачи данных.

 

Вопрос: Какая электронная подпись используется для работы с ЕГАИС? Нужно ли ее получать на каждое обособленное подразделение или в целом на организацию?

Ответ: Росалкогольрегулирование принимает усиленную квалифицированную электронную подпись (далее - КЭП), выданную любым удостоверяющим центром, аккредитованным Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, которая соответствует требованиям Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Уникальная КЭП должна быть установлена на каждом обособленном подразделении организации.

 

Вопрос: Какими техническими средствами должна обладать организация для возможности подключения к ЕГАИС?

Ответ: Полный перечень технических требований представлен на специализированном портале Росалкогольрегулирования по адресу http://egais.ru/tehnicheskie_sredstva.

 

Вопрос: Как получить и подключиться к программным средствам ЕГАИС?

Ответ: Организации и индивидуальные предприниматели осуществляют передачу сведений в ЕГАИС при помощи универсального транспортного модуля (далее - УТМ).

Подключение к системе ЕГАИС осуществляется организацией самостоятельно. Инструкция по подключению размещена по ссылке: http://egais.ru/instrukcii.

 

Вопрос: Где индивидуальные предприниматели должны размещать УТМ для передачи данных в ЕГАИС?

Ответ: Согласно абз. 3 п. 20 Требований  к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и (или) техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате) в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2466, программно-аппаратные средства индивидуальных предпринимателей могут располагаться по адресу одного из мест осуществления деятельности.

 

Вопрос: Нужно ли переоформлять лицензию в целях приведения адреса места нахождения организации или обособленного подразделения в соответствие с адресацией объектов в ФИАС?

Ответ: Согласно  ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  изменение адресов, присвоенных до дня вступления в силу правил их присвоения, изменения и аннулирования 
не требуется.

 

Вопрос: Нужно ли переоформлять лицензию при изменении кода причины постановки
на учет в налоговом органе (КПП). Как исправить КПП в Государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции?

Ответ: Изменение кода причины постановки на учет не является основанием
для переоформления лицензии. Для внесения нового КПП в Государственный сводный реестр лицензий   необходимо обратиться в лицензирующий орган с приложением документов, подтверждающих изменение КПП.

 

Вопрос: Можно ли обратиться за переоформлением лицензии, указав несколько оснований для переоформления?

Ответ: Да, можно. Лицензиат вправе обратиться с заявлением о переоформлении лицензии
по нескольким основаниям, установленным п. 12 ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ.

 

Вопрос: Установлены ли требования к площади объекта общественного питания? Какими документами подтверждается площадь объекта общественного питания?

Ответ: Ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что площадь зала обслуживания посетителей в предприятиях общественного питания, расположенных в многоквартирных домах
и (или) на прилегающих к ним территориях должна составлять не менее 20 кв.м.

Согласно ч.2-2 ст. 5 областного закона Ленинградской области от 10.11.2011 № 88-оз
«Об обеспечении реализации полномочий органов государственной власти Ленинградской области
в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
на территории Ленинградской области» зал обслуживания посетителей должен иметь общую площадь не менее 40 кв. м.

Под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений объекта общественного питания, непосредственно предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

В площадь зала обслуживания посетителей не могут включаться кухня, место раздачи и подогрева готовой продукции, сцена, площади проходов в зал обслуживания посетителей (за исключением проходов между столиками), вестибюль, коридоры, гардероб, детская игровая зона, подсобные и иные помещения (части помещения), не предназначенные непосредственно для употребления пищи.

К инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые документы на объект общественного питания, содержащие информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, которые в соответствии с федеральным законодательством позволяют установить площадь зала обслуживания посетителей объекта общественного питания, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом.

 

Вопрос: Медицинская организация, предоставляющая услуги, в том числе детям, будет рассматриваться как детское или как медицинское учреждение, применительно к местам ограничений, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции?

Ответ: Понятие медицинской и детской организации определены Федеральными законами
от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» 
и  от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

В случае если организация оказывает широкий спектр медицинских услуг для населения, в том числе и детям, такое учреждение рассматривается как медицинская организация.

 

 

Обновлено 26.01.2024