Государственно-частное партнерство

                                Общая информация

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнеров, направленное на реализацию проектов в целях достижения задач социально-экономического развития публично-правовых образований, повышения уровня доступности и качества публичных услуг, достигаемых посредством разделения рисков и привлечения частных ресурсов.

Целью ГЧП с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров.

Основными признаками ГЧП являются:

1. Долгосрочный характер партнерства (для соглашений о ГЧП не менее 3 лет). Отношения в рамках таких соглашений длятся от 10 до 49 лет;
 
2. Полное распределение рисков и ответственности между партнерами;
 
3. Полное или частичное финансирование создания объекта общественной инфраструктуры частной стороной;
 
4. Объединение ресурсов публичного и частного партнеров.
 
Сегодня существует две основные формы ГЧП, каждая из которых регулируется отдельным Федеральным законом:
 
1. Соглашение о ГЧП – Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
 
2. Концессионное соглашение (КС) – Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

В указанных соглашениях существует две стороны – публичный партнер (по КС концедент) и частный партнер (по КС концессионер).

Основные отличия соглашения о ГЧП от концессионного соглашения заключаются в следующем:

1. Право собственности на объект соглашения в рамках ГЧП может возникать у частного партнера, а в рамках КС всегда остается за публичной стороной (концедентом);
 
2. Осуществление эксплуатации по соглашениям о ГЧП может быть оформлено на публичного партнера, в то время как по КС – всегда возлагается на концессионера;
 
3. За каждой из указанных форм соглашений закреплен свой перечень объектов, в отношении которых они могут заключаться;
 
4. ГЧП проекты предполагают оценку эффективности проекта и обоснование его сравнительного преимущества;
 
5. Частным партнером по соглашениям ГЧП могут быть только российские юридические лица. По КС в качестве частного партнера может выступать иностранное юридические лицо;
 
6. И другие финансово-экономические отличия.
 

В России действует 3482 соглашения о реализации ГЧП-проектов на 5 трлн руб. общих инвестиций, включая 3,7 трлн руб. — частных. В 2023 году реализованы важнейшие предпосылки для роста рынка, созданные в течение последних двух лет. Речь идет как о принятии комплекса мер федеральной поддержки, так и совершенствовании законодательства.

Во многом благодаря такому системному подходу за 8 месяцев 2023 года запущено 84 ГЧП-проекта более чем на 450 млрд руб. (5,4 млрд руб. в среднем на один проект). Примерно треть пришлась на сферу образования и науки – 28 проектов на 228,2 млрд руб. В целом на проекты в социальных отраслях (образование и наука, здравоохранение, спорт, культура, досуг, туризм) пришлось более 50% всех комзакрытий 2023 года (47 соглашений на 278,7 млрд руб.) – что отражает тренд последних лет на востребованность механизмов ГЧП для развития социальной инфраструктуры.

Наибольшее количество ГЧП-проектов реализуется в сфере ЖКХ и городской среды (2763 соглашения на 1,1 трлн руб.). Следующая за ней по количеству действующих соглашений – сфера образования и науки (215 соглашений на 543,9 млрд руб.). Крупнейшая по объемам законтрактованных инвестиций сфера – транспорт (105 соглашений на 2,5 трлн руб.).

 Действующие соглашения о реализации ГЧП-проектов по основным инфраструктурным сферам

На муниципальном уровне реализуется 85% проектов (2 969 соглашений), на которые приходится 24% общих инвестиций в ГЧП-проекты (1,2 трлн руб.). В свою очередь, в реализацию 14% региональных проектов (486 соглашений) законтрактовано 52% общих инвестиций (2,6 трлн руб.), а 1% федеральных – 24% (27 соглашений на 1,2 трлн руб.). Средняя стоимость муниципального проекта составляет 404,2 млн руб. При этом средний объем вложений в ГЧП-проекты федерального и регионального уровней существенно выше и составляет 44,4 млрд руб. и 5,3 млрд руб. соответственно. Вместе с тем в расчете на рубль бюджетных вложений наибольшие объемы частных средств законтрактованы в реализацию проектов муниципального уровня – 5 руб. Для сравнения – в региональных и федеральных проектах на один бюджетный рубль приходится 3 и 1,9 рубля частных инвестиций соответственно.

Обновлено 31.05.2024