Лучшие практики: Управлять предприятием эффективно поможет инфоцентр
Участник национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» – ООО «Рэмос Альфа» – делится опытом успешного внедрения инструментов бережливого производства на предприятии.
Один из инструментов повышения производительности труда – грамотно составленный информационный центр. Он позволяет визуализировать производственно-экономические и управленческие процессы.
Во-первых, центр аккумулирует выявленные проблемы и способствует повышению скорости принятия управленческих решений.
Во-вторых, формирует качественные каналы постоянной обратной связи для руководителей различных уровней управления и таким образом становится площадкой для эффективных производственных совещаний и быстрых коммуникаций.
«Рэмос Альфа» успешно внедрил и использует в своей работе информационные центры на всех уровнях – участок, цех (отдел), генеральный директор. Благодаря этому инструменту на предприятии осуществляется оперативный контроль важнейших экономических и операционных показателей.
В отличие от традиционных совещаний, совещания в формате инфоцентра способствуют эффективной коммуникации на всех уровнях предприятия, сокращается время и частота их проведения. Данный формат благодаря четкому соблюдению алгоритма позволяет быстро обсуждать проблемы.
Расскажем подробнее об этой малобюджетной, но эффективной методике. Информационный центр содержит 5 важнейших блоков:
- организационно-распорядительные документы,
- стратегия предприятия,
- оперативное управление,
- проектное управление,
- управление проблемами.
Блок «Стратегия предприятия» содержит в себе «Дерево целей» предприятия, то есть основные финансовые показатели, которые, начиная с маржинальной прибыли (основной цели любого бизнеса) декомпозируются на элементы, подчиняясь законом математической логики. Инфоцентр способствует достижению стратегических целей предприятия за счёт мониторинга и контроля каждого из элементов.
Блок «Оперативное управление» состоит из 5 элементов: безопасность, качество, исполнение заказов, затраты и корпоративная культура. За актуализацией информации, размещенной в каждом блоке инфоцентра, закрепляются ответственные лица.
Блок «Управление проблемами» формируется на каждом уровне информационного центра. В данном блоке по утвержденному алгоритму осуществляется контроль выполнения мероприятий по устранению проблем. Каждый сотрудник может зафиксировать проблему в данном блоке, после чего назначается ответственный и срок исправления. В случае, если проблема не устранена в назначенный срок, она переносится в блок инфоцентра следующего уровня и так до уровня генерального директора. Визуализация при этом позволяет контролировать своевременность выполнения мероприятий по устранению любых проблем, возникших на предприятии.
Информационный центр генерального директора включает в себя такие показатели как: объем производства, объем выпуска некачественной продукции, общее время простоя оборудования по ряду причин и другие. Генеральный директор ООО «Рэмос Альфа» Алексей Чистокин ежедневно проводит эффективные совещания у инфоцентра.
«Инфоцентр это инструмент визуального менеджмента, который максимально оперативно, в режиме реального времени позволяет анализировать основные показатели предприятия, и, на основании этих данных, принимать управленческие решения.
Совещания, которые ежедневно проводятся у инфоцентра, отличаются от совещаний в традиционном формате.
Во-первых, ответственные по направлениям (блокам инфоцентра) выступают стоя, это сокращает общее время доклада. Регламент инфоцентра предусматривает разделение ответственных по блокам: безопасность, затраты, исполнение заказов, качество и персонал. Каждый отвечает за свои показатели.
Содержание каждого блока определяется заранее, поэтому на совещании у инфоцентра говорят только о самых важных для предприятия показателях. При выявлении отклонений в каждом конкретном блоке, фиксируется проблема в разделе «Управление проблемами», разрабатываются меры по выравниваю ситуации, назначаются ответственные и сроки внедрения корректирующих мероприятий.
Инфоцентр – это визуальный инструмент. Он организован таким образом, что совершенно любой сотрудник, обратившись к нему, поймет ситуацию на участке, в отделе и на предприятии в целом», – делится опытом руководитель проекта Владимир Михайлов.