! Портал работает в тестовом режиме.
Если у вас есть вопросы или предложения по работе портала, свяжитесь с нами

Государственно-частное партнерство

                                Общая информация

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнеров, направленное на реализацию проектов в целях достижения задач социально-экономического развития публично-правовых образований, повышения уровня доступности и качества публичных услуг, достигаемых посредством разделения рисков и привлечения частных ресурсов.

Целью ГЧП с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров.

Основными признаками ГЧП являются:

1. долгосрочный характер партнерства (для соглашений о ГЧП не менее 3 лет). Отношения в рамках таких соглашений длятся от 10 до 49 лет;
2. распределение рисков и ответственности между партнерами;
3. полное или частичное финансирование создания объекта общественной инфраструктуры частной стороной;
4. объединение ресурсов публичного и частного партнеров.
 
Сегодня существует две основные формы ГЧП, каждая из которых регулируется отдельным Федеральным законом:
 
1. соглашение о ГЧП – Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
2. концессионное соглашение (КС) – Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

В указанных соглашениях существует две стороны – публичный партнер (по КС концедент) и частный партнер (по КС концессионер).

Основные отличия соглашения о ГЧП от КС заключаются в следующем:

1. право собственности на объект соглашения в рамках ГЧП может возникать у частного партнера, а в рамках КС всегда остается за публичной стороной (концедентом);
2. осуществление эксплуатации по соглашениям о ГЧП может быть оформлено на публичного партнера, в то время как по КС – всегда возлагается на концессионера;
3. за каждой из указанных форм соглашений закреплен свой перечень объектов, в отношении которых они могут заключаться;
4. ГЧП проекты предполагают оценку эффективности проекта и обоснование его сравнительного преимущества;
5. частным партнером по соглашениям ГЧП могут быть только российские юридические лица. По КС в качестве частного партнера может выступать иностранное юридические лицо;
6. и другие.
 
В 2017 году принят к реализации  521 проект ГЧП в Российской Федерации. Ниже приведена диаграмма, показывающая количество указанных проектов за соответствующий год (составлено по: Проект национального доклада о привлечении частных инвестиций в развитие инфраструктуры и применении механизмов государственно-частного партнерства в Российской Федерации + Рейтинг регионов по уровню развития государственно-частного партнёрства 2017–2018/ АНО «Национальный Центр ГЧП». – М.: АНО «Национальный Центр ГЧП», 2018, с. 22).
 

Лидером среди форм проектов ГЧП на сегодняшний день является концессионное соглашение -  2 496 инфраструктурных проекта (82,5%). Одной из наиболее динамично развивающихся считается коммунально-энергетическая сфера.

Ниже представлена статистика реализации проектов ГЧП по отраслям инфраструктуры (составлено по: Проект национального доклада о привлечении частных инвестиций в развитие инфраструктуры и применении механизмов государственно-частного партнерства в Российской Федерации + Рейтинг регионов по уровню развития государственно-частного партнёрства 2017–2018/ АНО «Национальный Центр ГЧП». – М.: АНО «Национальный Центр ГЧП», 2018).

Министерством экономического развития Российской Федерации ежегодно составляется рейтинг по уровню развития ГЧП в регионах. По итогам рейтинга за 2017 год Ленинградская область заняла 14 место  по уровню развития ГЧП.

Полную информацию о проведенном исследовании можно найти по ссылке размещенной ниже. 

Обновлено 25.09.2018