О планах стратегического развития Ленинградской области

Общая информация о планах стратегического развития Ленинградской области

В Ленинградской области действует областной закон от 27 июля 2015 года № 82-оз «О стратегическом  планировании в Ленинградской области

В соответствии с ним разработана и утверждена Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года (закон Ленинградской области от 08.08.2016 №76-оз).

Решение о подготовке Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года (далее – Стратегия) было принято в силу сложившихся политических и экономических условий развития и необходимости обновления имеющихся ориентиров развития Ленинградской области в соответствии с изменившимися приоритетами федерального уровня.

Стратегия разработана Комитетом экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области с привлечением органов исполнительной власти Ленинградской области, широкого круга экспертов, хозяйствующих субъектов и заинтересованных лиц, что позволило сформулировать четкие приоритеты развития региона на долгосрочный период.

Анализ целевых показателей реализации первого этапа Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года (2013-2015 годы) (далее – Концепция) выявил, что частично они были не достигнуты. На степень достижения показателей Концепции существенно повлиял фактор высоких ожиданий по общеэкономическому росту в стране, масштабу импортно-экспортных операций, инвестиционного потока и, соответственно, состоянию отраслей экономики и социальной сферы в России.

Выводы и предложения о текущем социально-экономическом положение Ленинградской области, а также внешних условиях перспективного развития основаны на результатах мониторинга социально-экономического развития Ленинградской области, данных Федеральной государственной службы статистики, отчетной информации, представляемой в федеральные органы власти, официальных ответах органов исполнительной власти Ленинградской области, прогнозах социально-экономического развития Российской Федерации и Ленинградской области.

На основе полученных результатов анализа текущего социально-экономического положения Ленинградской области и внешних условий выбран целевой сценарий развития - реалистичный, который предполагает самостоятельное развитие региона на основе равноправного партнерства с Санкт-Петербургом. Основой реалистичного сценария является модернизация традиционных секторов промышленности, увеличение добавленной стоимости, кластерное развитие, использование экспортного и транзитного потенциала, развитие переработки грузов, выход продукции Ленинградской области на макрорегиональные и национальный рынки, реализация совместных проектов с Санкт-Петербургом.

Стратегическая цель и задачи Стратегии направлены на реализацию целевого сценария развития Ленинградской области. Согласно Стратегии, основная стратегическая цель социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года – достижение нового экономического роста для устойчивого развития региона и улучшение качества жизни.

Стратегия направлена на каждого конкретного жителя Ленинградской области. Миссия органов власти – предоставить жителям широкие возможности для работы (в качестве наемного работника или предпринимателя), получая высокий уровень дохода, и обеспечить современные потребности каждого конкретного человека в комфортном проживании.

Достижение стратегической цели, исполнение миссии подразумевает реализацию трех взаимосвязанных направлений:

1. Создание условий для эффективной занятости.

2. Развитие человеческого капитала региона.

3. Повышение эффективности государственного управления.

В Стратегии зафиксированы векторы развития Ленинградской области до 2030 года — перспективы реализации шести стратегических проектных инициатив, являющихся основой стратегии. Под стратегическими проектными инициативами в Стратегии определены комплексы конкретных организационных, поддерживающих, инвестиционных проектов развития в системообразующих сферах региона.

Цели и задачи Стратегии согласуются и учитывают долгосрочные приоритеты Российской Федерации, закрепленные в ряде ключевых документов. Стратегические проектные инициативы в том числе базируются на анализе тенденций развития, проблем, рисков и ключевых документов федерального уровня, определяющих государственную политику в приоритетных сферах социально-экономического развития Ленинградской области.

В качестве стратегических проектных инициатив в Стратегии выделены: «Индустриальное лидерство» (промышленность), «Продовольственная безопасность» (агропромышленный комплекс), «Современный транспортный комплекс» (транспортное обслуживание населения и развитие транспортной инфраструктуры), «Комфортные поселения» (пространственное развитие), «Профессиональное образования» (образование), «Здоровье населения» (здравоохранение).

По каждой проектной инициативе определены стратегические цели, задачи, основные направления и проекты, ожидаемые результаты, предусмотрены изменения в системе управления сферой и инструменты реализации. Важным является, что реализация стратегических проектных инициатив даст сложный синергетический эффект.

В стратегии также зафиксированы дополняющие и связующие сферы, развитие которых непосредственно влияет на реализацию стратегических проектных инициатив. Реализация направлений, не вошедших в состав стратегических проектных инициатив или дополняющих и связующих сфер, будет осуществляться в рамках текущей деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области.

Значительное внимание в Стратегии уделено территориальному разрезу, что позволяет спроецировать реализацию приоритетов региона (стратегических проектных инициатив) на конкретные территории. При этом успех разворачиваемых проектов будет во многом зависеть от деятельности соответствующих органов местного самоуправления, их возможностей и социально-экономической стабильности.

В связи с этим стратегической целью территориального развития Ленинградской области является сокращение дисбалансов в развитии отдельных территорий с учетом существующих и возможных специализаций. Цель распадается на четыре задачи, каждая из которых содержит свой комплекс мероприятий:

1. Сбалансированное развитие муниципальных образований.

2. Эффективное использование земельных ресурсов, в первую очередь для нужд экономики.

3. Координация взаимодействия с Санкт-Петербургом.

4. Оптимизация работы органов местного самоуправления.

Решение региональных задач может не ограничиваться экстраполяцией на отдельные муниципальные образования. При этом все муниципальные образования второго уровня участвуют в решении одной или нескольких стратегических задач.

Для эффективной интеграции Стратегии в деятельность органов исполнительной власти Ленинградской области в целях последующей актуализации и разработки государственных программ, проведения сбалансированной бюджетной политики, выполнения социальных обязательств в документе заложены механизмы реализации, которые обеспечат повышение эффективности государственного управления в целом.

В стратегии предусмотрено несколько направлений реформирования существующей системы управления регионом:

1. Повышение внутренней эффективности государственного управления регионом. В рамках данного направления решается задача повышения эффективности принимаемых управленческих решений исполнительными органами власти Ленинградской области. При этом наибольшая эффективность будет достигнута за счет сочетания проектного подхода с лучшими программно-целевыми методами управления. Внедрение проектного управления будет способствовать повышению инвестиционной открытости и привлекательности Ленинградской области, созданию благоприятной административной среды через снижение инфраструктурных рисков для инвесторов, оптимизации и повышению качества предоставляемых государственных услуг.

2. Повышение внешней эффективности государственного управления. Для этого должна быть решена задача по вовлечению в процесс управления развитием региона широкого круга интересантов в том числе за счет:

• перехода от прямого субсидирования к организационным формам поддержки;

• расширения участия граждан Ленинградской области в управлении регионом;

• развития института государственно-частного партнерства;

• расширения использования информационных технологий;

• взаимодействие с отраслевыми ассоциациями и институтами развития, естественными монополиями и государственными корпорациями;

• поддержки ключевых региональных комплексных проектов развития и их сопровождение.

Указанные направления реформирования региональной системы управления в сочетании с предложениями по изменению системы управления отдельных сфер позволит в перспективе максимизировать результат, ожидаемый от реализации Стратегии.

В Стратегии учтены изменения в инвестиционной политики, которые обусловлены как ситуацией «инвестиционной ямы» в России, так и изменившимися требованиями и поведением инвесторов. С одной стороны инвестиционная политика будет и далее заключаться в режиме наибольшего благоприятствования инвестору, а с другой – ее инструменты должны быть технологизированы, в том числе и на муниципальном уровне.

Основными результатами реализации Стратегии станут:

• стабилизация темпов социально-экономического развития;

• создание инфраструктурно подготовленных площадок под развитие производств;

• формирование эффективной институциональной среды;

• создание новых рабочих мест привлекательных для жителей Ленинградской области, Санкт-Петербурга и других регионов РФ;

• снижение административных барьеров для развития бизнеса;

• формирование институтов гражданского общества;

• сбалансированная система органов государственной власти;

• оптимизация расходов бюджета;

• повышение уровня благоустроенности населенных пунктов региона.

• внедрение технологических инноваций в традиционных секторах промышленности;

• повышение научно-технологических компетенций;

• рост производительности труда во всех приоритетных сферах;

• повышение конкурентоспособности промышленного сектора и АПК;

• расширение транспортно-логистической функции региона;

• расширение общественного участия;

• повышение инвестиционной привлекательности населенных пунктов.

• повышение инновационной конкурентоспособности области;

• создание рабочих мест в высокотехнологичных отраслях;

• снижение дисбалансов развития отдельных территорий области;

• снижение негативных тенденций демографии.

На основе Стратегии с учетом приоритетов государственной политики, определенных в стратегических документах, утвержденных (одобренных) федеральными органами государственной власти, приоритетных проектах (программах) Российской Федерации, документах стратегического планирования Ленинградской области, утвержденных (одобренных) органами государственной власти Ленинградской области, разработан План мероприятий по ее реализации, утвержденный Постановлением Правительства Ленинградской области от 27 сентября 2017 года N 388 "Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года" (далее - План мероприятий). 

План мероприятий представляет собой набор «стратегических карт целей» на основе сбалансированной системы показателей, а также комплексы мероприятий (подпрограммы) государственных программ Ленинградской области, обеспечивающих достижение целей проектных инициатив или сфер Ленинградской области.

Каждая стратегическая карта описывает одну проектную инициативу или ключевую сферу развития Ленинградской области, зафиксированную в Стратегии и содержит сбалансированные и увязанные причинно-следственными связями цели и показатели (индикаторы) развития соответствующей проектной инициативы (сферы) в разрезе четырех перспектив: «Результаты для конечного клиента», «Внутренние изменения», «Ресурсы», «Управление». Причинно-следственные связи отражают, каким образом реализация одной цели будет способствовать достижению других целей в сбалансированной системе показателей и в конченом итоге достижению стратегической цели развития сферы, установленной в Стратегии. Значения показателей (индикаторов) для каждой цели установлены в соответствии с этапами реализации Стратегии на 2018, 2024, 2030 годы.

Функциональным назначением Плана мероприятий является детализация и взаимоувязка Стратегии с 17 государственными программами Ленинградской области, которые призваны обеспечить достижение целей социально-экономической политики Ленинградской области. Государственные программы представляют собой систему мероприятий и инструментов государственной политики, формируемых на основе целей и задач развития Ленинградской области в долгосрочной перспективе.

Государственные программы Ленинградской области основываются на ключевых положениях и приоритетах развития, отраженных в Стратегии, включают мероприятия по реализации направлений социально-экономического развития Ленинградской области и достижению ключевых показателей.


 

Обновлено 12.01.2021