Государственно-частное партнерство (ГЧП) – долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнеров, направленное на реализацию проектов в целях достижения задач социально-экономического развития публично-правовых образований, повышения уровня доступности и качества публичных услуг, достигаемых посредством разделения рисков и привлечения частных ресурсов.

 

Целью ГЧП с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров.

Основными признаками ГЧП являются:

  1. долгосрочный характер партнерства (для соглашений о ГЧП не менее 3 лет). Отношения в рамках таких соглашений длятся от 10 до 49 лет;
  2. распределение рисков и ответственности между партнерами;
  3. полное или частичное финансирование создания объекта общественной инфраструктуры частной стороной;
  4. объединение ресурсов публичного и частного партнеров.

Сегодня существует две основные формы ГЧП, каждая из которых регулируется отдельным Федеральным законом:

  1. соглашение о ГЧП – Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  2. концессионное соглашение (КС) – Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

В указанных соглашениях существует две стороны – публичный партнер (по КС концедент) и частный партнер (по КС концессионер).

 

Основные отличия соглашения о ГЧП от КС заключаются в следующем:

  1. право собственности на объект соглашения в рамках ГЧП может возникать у частного партнера, а в рамках КС всегда остается за публичной стороной (концедентом);
  2. осуществление эксплуатации по соглашениям о ГЧП может быть оформлено на публичного партнера, в то время как по КС – всегда возлагается на концессионера;
  3. за каждой из указанных форм соглашений закреплен свой перечень объектов, в отношении которых они могут заключаться;
  4. ГЧП проекты предполагают оценку эффективности проекта и обоснование его сравнительного преимущества;
  5. частным партнером по соглашениям ГЧП могут быть только российские юридические лица. По КС в качестве частного партнера может выступать иностранное юридические лицо;
  6. и другие.

На 2016 год наблюдается высокий рост проектов ГЧП в Российской Федерации. Ниже приведена диаграмма, показывающая количество проектов ГЧП в России (составлено по: исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016–2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». – М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016., с.8)

 

 

Лидером среди форм проектов ГЧП на сегодняшний день является концессионное соглашение. Одной из наиболее динамично развивающихся считается коммунально-энергетическая сфера.

Ниже представлена статистика реализации проектов ГЧП по отраслям инфраструктуры (составлено по: исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016–2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». – М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016.,с.6)

 

 

Министерством экономического развития Российской Федерации ежегодно составляется рейтинг по уровню развития ГЧП в регионах. По итогам рейтинга за 2016 год Ленинградская область вошла в десятку лучших регионов по уровню развития ГЧП и заняла 9 место.

Полную информацию о проведенном исследовании можно найти по адресу: http://pppcenter.ru/analitika/reiting.html

© 2001-2018 гг. Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.